Факторы риска возникновения эмоционально-волевых нарушений в детском возрасте

Posted by on Комментарии (0)

Ребенок 6-7 лет способен соподчинять мотивы, владеть своими эмоциями, старается соотносить свои действия и желания с действиями и желаниями окружающих. Особые требования к воле ребенка предъявляют ситуации, в которых сталкиваются противоположные мотивы. Самое трудное - момент выбора, когда происходит внутренняя борьба социальных норм и импульсивных желаний.

Спектр эмоциональных нарушений в детском возрасте чрезвычайно велик. Традиционно выделяются три группы факторов, которые могут привести к возникновению эмоционально-волевых нарушений у детей и подростков: биологические, психологические и социально-психологические.

Биологические предпосылки эмоциональных нарушений включают в себя генетические факторы. К биологическим факторам, предрасполагающим к возникновению эмоционального неблагополучия у ребёнка можно отнести соматическую ослабленность вследствие частых заболеваний.

К психологическим причинам возникновения эмоционального неблагополучия у детей относятся особенности эмоционально-волевой сферы ребёнка, в частности нарушение адекватности его реагирования на воздействия извне, недостаток в развитии самоконтроля поведения.

В исследованиях отечественных авторов достаточно подробно изучены преневротические патохарактерологические черты: импульсивность, эгоцентризм, упрямство, сензитивность, агрессивность, честолюбие, зависимость, благоразумность, тревожность, контрастность (противоречивость всех личностных характеристик).

С точки зрения представителей поведенческого направления эмоциональные нарушения у детей обусловливаются неадекватными наказаниями и поощрениями.

В многочисленных исследованиях зарубежных и отечественных психологов подчёркивается важная роль ранних эмоциональных контактов в развитии личности ребёнка. Разлука с матерью, перемена места жительства, аффективная неустойчивость взрослых может негативно отразиться на эмоциональном состоянии ребёнка. Важное значение имеют особенности отношений матери к нему.

Важную роль для эмоционально-волевой сферы имеют особенности школьного обучения ребенка.

Притязания ученика, т.е. те достижения, которых он во что бы то ни стало хочет добиться, основываются на определенной оценке своих возможностей, т.е. самооценке. Однако в тех случаях, когда это стремление фактически не может быть удовлетворено, возникает конфликт.

Признать свою несостоятельность - значит для ребенка пойти в разрез с имеющейся у него потребностью сохранить привычную самооценку, чего он не хочет и не может допустить. В результате ребенок находится в школе в ситуации неуспеха, и его реакция на неуспех носит, как правило, неадекватный характер: он или отвергает свой неуспех, или ищет причины во внешних обстоятельствах, но ни в коем случае в себе.

Одним из наиболее распространенных запросов школьному психологу со стороны учителя является проблема эмоциональной неустойчивости, неуравновешенности учащихся. Педагоги не знают, как себя вести со школьниками чрезмерно упрямыми, обидчивыми, драчливыми, или, например, с детьми, слишком болезненно переживающими любое замечание, плаксивыми, тревожными.

Условно можно выделить 3 группы детей, имеющих проблемы в эмоциональной сфере:

1.      Агрессивные дети. Безусловно, в жизни каждого ребенка бывали случаи, когда он проявлял агрессию, но, выделяя данную группу, внимание обращают на степень проявления агрессивной реакции, длительность действия и характер возможных причин, порой неявных, вызвавших аффективное поведение.

2.  Эмоционально - расторможенные дети. К этому типу относятся дети, которые на все реагируют слишком бурно: если они выражают восторг, то своим экспрессивным поведением «заводят весь класс»; если они страдают - их плач и стоны будут слишком громкими и вызывающими.

3. Слишком застенчивые, ранимые, обидчивые, робкие, тревожные дети. Они постесняются громко и явно выражать свои эмоции, будут тихо переживать свои проблемы, боясь обратить на себя внимание.

"Тревожный ребенок. Младший школьный возраст" Т. В. Костяк "Тревожный ребенок. Младший школьный возраст" Т. В. Костяк
"Агрессия в младшем школьном возрасте. Диагностика и коррекция" А. Г. Долгова "Агрессия в младшем школьном возрасте. Диагностика и коррекция" А. Г. Долгова
"Психологическая диагностика отклонений развития детей младшего школьного возраста" Под редакцией Л. М. Шипицыной

"Психологическая диагностика отклонений развития детей младшего школьного возраста"

Под редакцией Л. М. Шипицыной

Posted in:   Tags:

Добавить комментарий

  Country flag

biuquote
  • Комментарий
  • Предпросмотр
Loading

 
 

Внимание! Сайт не собирает, не обрабатывает и не хранит персональные данные пользователей!

На устройстве пользователя могут сохраняться временные файлы cookie, которые не содержат персональные данные и обеспечивают комфортную работу пользователя с сайтом